Принять себя: легко сказать, но что мешает?

«Прими и полюби себя» — рекомендация, которую дает каждый первый начинающий психотерапевт. Более опытные таких советов не дают, потому что… Легко сказать! Но что конкретно делать? Как принять, например, свое тело — такое несовершенное, небезупречное, далекое от идеала?

Я преподаю практики оздоравливающего цигуна, преуспеть в которых можно с помощью, казалось бы, совсем простого навыка: принимать тело таким, какое оно есть, и помогать ему меняться к лучшему. Звучит логично, да?

Что же происходит на самом деле? У каждого из нас есть те или иные стереотипы, каким должно быть тело. Мы смотрим на подтянутых людей с кубиками на прессе и думаем, что нам кубики тоже бы не помешали. Как этого добиться? Делать упражнения на пресс. Способны ли мы на это? Вполне. Поехали!

А теперь представьте, что ваше тело — отдельное существо со своими приоритетами, ритмами и привычками. Вы подходите к нему и говорите: ну-ка быстро лег и начал качать пресс 120 раз подряд. Звучит немного дико, не так ли? Мы вряд ли позволим себе так обращаться с другим человеком: скорее, спросим его, как он себя чувствует, уточним, хочет ли он вообще заниматься, проверим, как ему там в процессе — комфортно, не больно, не страшно?

К своему же телу мы относимся как к послушному рабу: хочешь не хочешь, а мне нужны кубики! Лишние эмоции задвигаем, болевые ощущения игнорируем.

НЕЙТРАЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ

Как в рамках цигуна учат принимать собственное тело? Для китайской традиционной медицины характерна идея о том, что в теле обитает жизненный дух Шен. Слово «дух» звучит загадочно, но это весьма приблизительный перевод с китайского. У этого слова есть десятки значений. Одно из них — вполне понятное западному человеку «нейтральное внимание».

Мы умеем погружаться сконцентрированным нейтральным вниманием, например, в созерцание заката. Иногда — при хорошем стечении обстоятельств — в творческую работу. Все прочие мысли как будто исчезают, не вызывают лишних эмоций. Остается только чистое действие.

В рамках практик цигуна мы учимся находить это нейтральное внимание. Мы не оцениваем себя — здесь у меня болит, здесь лишний вес, здесь некрасиво, — а просто констатируем факт: это пространство моего тела, и оно, тело, дышит.

БЕСЕДЫ С ТЕЛОМ

На занятиях я предлагаю новым студентам принять тот факт, что с телом можно говорить. Чтобы это не выглядело как форменное безумие, мы делаем это про себя. О чем же мы разговариваем?

Для начала надо признать тот факт, что наше тело — часть природы. Как трава, солнце, птицы и жуки. Трава хорошо знает, как ей расти и противостоять внешним агрессивным факторам. А ведь это такое простое органическое явление — не то что наше тело. Наш организм отлично знает, что ему полезно, а что опасно, как сопротивляться патогенным факторам и как становиться сильнее. Если телу предоставить благоприятные условия, оно само восстановит идеальную форму, станет более стройным, красивым, гибким, сильным.

Задав телу вопрос, дайте ему время отреагировать, найти правильное, эргономичное движение
Предположив, что эта идея верна, я предлагаю своим студентам делать упражнения, погружая нейтральное внимание в тело и задавая ему вопрос: что нужно сделать, чтобы в этом месте (например, в плечевом суставе) стало больше раскрытия и свободы движения? Задав телу вопрос, дайте ему время отреагировать, найти правильное, эргономичное движение. Наблюдайте и запоминайте, и вы приятно удивитесь!

На занятиях профессиональные спортсмены, которые привыкли приказывать телу повиноваться, начинают выстраивать с ним доверительные отношения, и их результаты существенно улучшаются. Так, один из моих студентов, профессиональный теннисист, внезапно обнаружил, что телу удобнее немного сместить вес на пятки. Такая, казалось бы, мелочь радикально изменила его удар, и в следующем сезоне он вошел в первую сотню теннисистов России.

СЕДЬМОЙ ШЕЙНЫЙ ПОЗВОНОК

Люди с прекрасной осанкой: раскрытой грудной клеткой и гордым положением шеи — считаются уверенными в себе. Кажется, они принимают себя полностью, уверены в каждом шаге и готовы вести за собой.

И это неспроста! В йоге область основания шеи — вишудха-чакра — связана с уверенностью и принятием себя. А в китайской медицине считается, что активная точка в районе седьмого шейного позвонка способна исцелять патологии того самого духа Шен — нейтрального внимания.