Большинство из нас на вопрос, была ли у него в детстве самая любимая игрушка, мечтательно улыбнется и вспомнит плюшевого медведя, подаренную на день рождения куклу, потрепанного зайца, шитого-перешитого барашка. Кто-то даже признается в том, что игрушка до сих пор с ним и перешла по наследству детям. Но чаще мы с нотой грусти подумаем про игрушечный рай, в который когда-то отправились любимцы нашего детства.
Первая симпатия к определенной игрушке может возникнуть, когда ребенок начинает осознавать, что он уже не одно целое с матерью: есть «он», а есть «другие». Беспокойство, связанное с отделением от мамы, может спровоцировать новую привязанность – к предмету, с помощью которого ребенок познает мир. Игрушка становится своеобразным заменителем неразрывной связи с мамой, знакомым предметом, который не пойдет на работу, не попросит поиграть самостоятельно, а безропотно будет присутствовать рядом каждую минуту. Случается, что малыш выбирает себе такую игрушку-утешителя еще в 9-12 месяцев, и она остается для него важным спутником на долгие годы. А бывает, любимцем становится персонаж понравившегося мультфильма, с которым ребенок отождествляет себя, всюду носит в кармане и пытается соответствовать образу храброго героя.
Чаще всего любимая игрушка сделана из приятного на ощупь материала, ее легко обнять. Но также это вполне может быть не игрушка в традиционном смысле слова, а мягкое одеяло или даже варежка, которые ребенок берет с собой в постель. Все индивидуально: любимцами могут стать и медвежонок, и мяч, и пластмассовый автомобильчик.
Чем может помочь малышу любимая игрушка.
Игрушка является символом дома, дарит ребенку ощущение безопасности и ассоциируется с родителями, спокойствием, семейным теплом. Она помогает справиться с болезненными переживаниями и стрессовыми ситуациями: далекое путешествие, адаптация к детскому саду, переезд. Игрушку можно взять с собой на прием к врачу для придания себе храбрости. Она может помочь спокойнее засыпать в своей кровати или справиться с чувством тоски по родителям, если малышу приходится провести какое-то время вдали от дома.
Малыш контролирует степень привязанности к игрушке сам: сколько времени проводить с ней рядом, во что играть, брать с собой всюду или оставлять дома. Таким образом, он в игре репетирует проявление важных эмоций, которые в будущем перенесет на общение с людьми: заботу и бережное отношение. Любимец становится постоянным участником ролевых игр, и с его помощью можно проиграть волнующие многих детей сценарии: как познакомиться с другим ребенком, как разрешить конфликт на детской площадке, как не волноваться и выступить на утреннике и т.д.
Чего не делать родителям:
— не лишать любимой игрушки в качестве наказания за плохое поведение;
— не высмеивать тесную привязанность ребенка к любимцу, не говорить, что он слишком большой, чтобы везде носить с собой потрепанного зверька;
— не пытаться разлучать ребенка с любимой игрушкой раньше, чем он сам будет к этому готов; — ни в коем случае не выбрасывать игрушку.
Что родителям стоит делать:
— помочь найти постоянное место для любимой игрушки, чтобы ребенок всегда знал, где он может ее найти;
— постараться убедить малыша не уносить игрушку из дома слишком часто, чтобы уменьшить риск ее потери;
— мягко устанавливать границы: «Зайчика можно взять в детский сад, но лучше ему посидеть и подождать тебя в шкафчике, а ты сможешь подходить и смотреть, как он поживает»; — если игрушка порвалась, предложить ребенку починить ее;
— спрашивать разрешения, прежде чем постирать игрушку. Дети с повышенной чувствительностью могут болезненно воспринять эту процедуру, опасаясь, что стирка сильно повредит их любимцу.
Есть ли повод для беспокойства?
Если ребенку не будет доставать теплых родительских эмоций, он может начать добирать их с помощью игрушечного друга. Тогда вполне вероятна чрезмерная привязанность, которая может испугать родителей, особенно, когда в семейном кругу и присутствии мамы и папы ребенок все равно предпочитает общение с игрушкой. Такое поведение – повод задуматься о причинах психологического дискомфорта, который испытывает малыш.
Если же в семье есть контакт, эмпатия и прочная душевная связь родителей с детьми, то игра останется игрой. И по мере того как ребенок будет расти и научится управлять эмоциями, ему станет легче воспринимать любимца не как главного утешителя, а просто как игрушку, которая всегда будет важной частью его детства, даже когда само детство останется далеко позади.