На что только не идут родители, чтобы добиться от детей выполнения своих требований! Тут, как говорится, все средства хороши, поэтому шантаж, манипуляции и подкуп воспринимаются как естественные методы воспитания.
Эти средства воздействия используются родителями в случаях, когда другие подходы не работают или у взрослых нет времени или сил на их поиск. На какое-то время они позволяют взять контроль над ситуацией, поэтому кажутся эффективными и используются всё чаще и чаще. Однако постоянное применение шантажа, манипуляций и подкупа приводят к формированию отрицательных поведенческих моделей и отдалению взрослых и детей друг от друга.
Подкуп учит детей меркантильности и потребности делать что-то только за вознаграждение. В перспективе этот способ плохо скажется на взаимном уважении и переведет отношения с родителями в деловые или даже в «рыночные». В скором времени от ребенка можно будет услышать: «Не купите игрушку — в сад не пойду!».
Шантаж полностью разрушает доверие между взрослыми и детьми. Можно ли доверять тому, кто тебе угрожает? Если в семье, которая должна быть самым безопасным местом, ребенок не чувствует защищенности, то что можно говорить о целом мире? Опасность шантажа как раз в потере этой самой защищенности. Подростки расценивают шантаж как предательство — родители знают его лучше всех и цепляют за живое: «Не сделаешь, пеняй на себя: денег на обещанную поездку не дам!». Или: «Если не исправишь оценки, об этом узнает отец. И ты знаешь, что будет!».
Манипуляции — это игра чувствами: можно упрекнуть в отсутствии любви, обесценить чувства: «Если друзья тебе дороже родителей, то вперед…», «Ну и я теперь не буду к тебе прислушиваться».
Шантаж, манипуляции и подкуп приводят ещё и к тому, что дети становятся агрессивными, тревожными и замкнутыми, так как не знают, чего ожидать от самых близких людей. Очевидно, что нужны другие модели воспитания.