Еще недавно сын был отличником, участвовал в олимпиадах, охотно занимался с репетиторами, но вдруг полностью забросил учебу. Дома почти не занимается, уроки делает спустя рукава, опирается на то, что усваивает на уроке. Разговаривать с ним бесполезно: отмалчивается или дерзит. Знакомая ситуация? Тогда давайте разбираться: как заставить, и как помочь.
Ничего необычного не происходит с вашим ребенком. Он вырос, его взгляды на жизнь, на себя и на окружающих изменились. Но он еще не стал взрослым, и осознание важности получения знаний пока не пришло.
Школьник получает море информации, развивается, исследует, но не всегда его знания лежат в области школьных предметов. Подростки учатся понимать себя и окружающих — в этом возрасте закладывается психологическая база для последующей жизни, тут уж зачастую не до физики и химии.
Без умения общаться, договариваться, работать в команде знания не срабатывают должным образом, поэтому сейчас много говорят о так называемых гибких навыках, которые подросток осваивает как умеет.
Период взросления переживается сложнее, если подросток:
попросту перегружен. Если в начальных классах ребята с интересом и энтузиазмом посещают все кружки и секции, в которые их записывают родители, то в средней школе накопившаяся усталость подпитывает их решимость пойти наперекор родителям и оставить какие-то дополнительные занятия. При снижении успеваемости обратите внимание: сколько времени остаётся ребенку на игру, хобби, прогулки и общение с друзьями.
Испытывает давление. Родители и педагоги требуют новых результатов: побед, креативных работ, показателей. Некоторые дети находятся на грани своих способностей. Лучше перейти в среднюю массу и быть как все, чем стать худшим из лучших.
Стремится к общению со сверстниками. Долгое время ведущим видом деятельности ребенка была учеба. В подростковом возрасте на первое место выходит общение со сверстниками. Но вот тупик: общих тем для общения почти нет. Не обсуждать же задания по школьным предметам? Чтобы стать интересным для сверстников, нужно быть с ними «на одной волне»: музыка, мода, игры, фильмы, «видосы». Все это требует времени.
Не находит общего языка с педагогами. В 12-14 лет школьники критически оценивают взрослых, в том числе профессионализм учителя, его человеческие качества. Если не всё гладко в общении ребенка с учителем, постарайтесь заинтересовать сына или дочь предметом с помощью экскурсий, мастер-классов, дополнительной литературы и видео. Возможностей сейчас для этого множество. Пусть двигается, исследует, находит интересное.
Не имеет цели. Многие старшеклассники не имеют понятия, кем хотят быть в будущем. Разброс вузов и факультетов при подаче документов весьма разнообразен. Вопрос, что именно интересно, часто пугает: все и ничего. Когда школьник понимает, зачем должен учиться, то появляются и желание, и амбиции.
Итак, совсем недавно ценности ребенка совпадали с родительскими, и все были довольны. Ребенок выполнял то, чего от него ожидали, сейчас же задумывается над собственными желаниями. Он пока только ищет себя, пытается понять, что нужно именно ему. Процесс может затянуться, и опасения родителей оправданы.